Главная Написать нам Публичный доклад Карта сайта Вход
Версия для слабовидящих

Описание спецкурсов для 8-11 классов

Краткое описание спецкурсов для обучающихся 8-11 классов, предлагаемых для дополнительного изучения в качестве платных дополнительных образовательных услуг

 

СПЕЦКУРС «Элементы теории чисел»

Программа спецкурса «Элементы теории чисел» предназначена, прежде всего, для учащихся классов физико – математического профиля, а также для учеников гимназии, проявляющих интерес к математике. Спецкурс рассчитан на 48 ч. в 8 классе, 48 часов – в 9 классе, 48 часов в 10 классе, 48 часов в 11 классе

Материал, изучаемый на спецкурсе, не входит в школьный курс математики, а дополняет его, расширяя представления учащихся о числах и методах решения задач. Изучение данного спецкурса дает возможность обучающимся овладеть новыми приемами и методами, которые они смогут применить при решении задач других разделов курса математики. Расширяя представление учащихся о числовых множествах, спецкурс способствует лучшему пониманию школьного курса математики, дает возможность успешного участия в олимпиадах и различного рода математических соревнованиях, служит повышению математической культуры обучаемых.

Задачи, предлагаемые обучающимся на спецкурсе, имеют разный уровень сложности – от простых до олимпиадных. Это позволяет осуществлять дифференцированный подход к обучению.

Спецкурс представляет собой последовательность тем, изучение которых открывает перед учащимися математические связи, позволяет увязать новые знания с имеющимися.

Программа спецкурса построена так, что обучающийся может начать посещать занятия с 8, 9, 10 или 11 класса – темы повторяются по циклам, но задачи усложняются, рассматриваются новые приемы и методы, их применение.

Спецкурс «Элементы теории чисел» имеет следующие развивающие и воспитательные цели:

  • Развитие логического и аналитического мышления, творческих способностей обучающихся
  • Развитие мотивации учебной деятельности
  • Создание условий для личностного роста каждого ученика
  • Развитие способности и готовности осваивать математику на повышенном уровне

Задачи курса:

  • Научить решать задачи повышенной сложности, которых нет в школьном курсе математики
  • Научить самостоятельно выбирать оптимальный метод решения задач

Успешность освоения программы спецкурса учащимися может быть оценена по критериям:

  • Освоение содержания спецкурса обучающимися
  • Освоение предложенных методов, способов решения задач
  • Умение самостоятельно оценить уровень освоения материала спецкурса

 

 

СПЕЦКУРС «ФИЗИКА ЗЕМЛИ»

Курс «Физика Земли» является интегрированным, здесь четко выражена связь физики с астрономией, с математикой и другими естественными дисциплинами. Программа рассчитана на 48 часов, из расчета 2 часа в неделю.

В Федеральном компоненте Государственного Образовательного Стандарта «Астрономия» как самостоятельная учебная дисциплина отсутствует. Учащиеся имеют отрывочные, краткие, несистематизированные сведения о планете, на которой они живут. Необходимость общего астрономического образования обусловлена тем, что знание основ современной астрономической науки дает возможность учащимся:

- понять сущность повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений;

- научатся строго рассчитывать и объяснять физические характеристики планета Земля, глобальные явления на ней и ближайших небесных телах.

 - познакомиться с научными методами и историей изучения Вселенной;

- получить представление о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях, и единстве мегамира и микромира;

- осознать свое место в Солнечной системе и Галактике; - ощутить связь своего существования со всей историей эволюции Вселенной.

Цель курса:

Сформировать у учащихся цельную единую картину научных сведений о планете Земля, удовлетворяя индивидуальные познавательные интересы учащихся в процессе их познавательной и творческой деятельности.

Задачи курса:

  1. Обучить учащихся основным физико-математическим методам изучения небесных объектов.
  2. Раскрыть и доказать идеи о связи Земли с космосом.
  3. Помочь учащимся в становлении собственной, соответствующей достижениям современной науки, картины мира с учетом приобретенных знаний и умений в курсе «Физика Земли». Эта картина мира оказала бы помощь в создании правильного экологического мышления.
  4. Создать условия для творческой самореализации и саморазвития школьников.
  5. Помочь в освоении курса физики для поступления в ВУЗ через прикладное применение физики.

Средства обучения:

  1. Физические приборы для демонстраций фронтального и индивидуального физического эксперимента.
  2. Видеофильмы.
  3. Компьютерные программы: «Открытая физика», «Астрономия», «Динамика Солнца»
  4. Графические иллюстрации.
  5. Учебные пособия по физики и астрономии.

 

СПЕЦКУРС «ЭЛЕМЕНТЫ ГИДРОСТАТИКИ. ПРОСТЫЕ МЕХАНИЗМЫ»

Предлагаемый предметно-ориентированный курс «Элементы гидростатики. Простые механизмы» предназначен для учащихся 8-9х классов гимназии, проявляющих интерес к предмету «Физика» и желающих реализовать этот интерес. Программа рассчитана на 48 часов, из расчета 2 часа в неделю. 30 часов выделяется на тему «Простые механизмы» и 18 часов на тему «Элементы гидростатики».

Тема «Простые механизмы» изучается в 7 классе в количестве 6 часов, что явно недостаточно для того, чтобы познакомиться со всеми простыми механизмами и научиться решать задачи повышенного уровня сложности. Поэтому данный курс предполагает изучение устройства и назначения всех простых механизмов, получение всех необходимых формул и применение полученных знаний для решения задач разного уровня. Кроме решения расчетных задач предполагается выполнение экспериментальных работ. Важность изучения этой темы связана с тем, что простые механизмы в древности и сейчас помогают людям поднимать и перемещать тяжелые предметы. Рычаги различного рода и блоки входят в качестве деталей в сложные машины и механизмы. Зная простые механизмы, легко понять работу более сложных устройств.

В разделе «Элементы гидростатики» предлагается материал, который в соответствии с государственной программой изучался в 7 классе. Эта тема достаточно сложна для ребят, задачи по данной теме часто вызывают затруднение, поэтому повторение в 8 классе носит актуальный характер. В 8 классе можно рассмотреть эти задачи с использованием уже нового, изученного в этом году материала. Данный материал включен в программу Всероссийской олимпиады по физике.

Предметно-ориентированный курс «Простые механизмы. Элементы гидростатики» имеет следующие развивающие и воспитательные цели:

- развитие способности к самоопределению, готовности и способности осваивать предмет на повышенном уровне;

- развитие логического и аналитического мышления, творческих способностей учащихся.

- формирование навыков исследовательской деятельности учащихся.

- формирование ответственности за самостоятельный выбор;

- развитие мотивации собственной учебной деятельности;

- создание условий для выбора профессии; ориентация учащихся на выбор профиля с углубленным изучением физики.

- создание условий для личностного роста каждого ученика.

Задачи курса:

- Научить учащихся самостоятельно проводить физический эксперимент.

- Научить находить оптимальный метод выполнения работы, теоретически его обосновать.

- Научить решать олимпиадные задачи.

Успешность освоения программы курса может быть оценена по следующим критериям:

- учащиеся должны освоить содержание предложенного курса;

- учащиеся должны овладеть новыми для них способами практической деятельности;

- учащиеся должны уметь оценить свои способности;

- учащиеся должны владеть основами коммуникативной, информационной и социальной компетенций.

 

СПЕЦКУРС

«ЛИНГВОРЕЧЕВОЙ ПРАКТИКУМ» (48 часов)

В связи с многочисленными изменениями нашей политической, общественной и социальной жизни последних десятилетий возросла роль гуманистической педагогики и психологии школы, в которой личность ученика понимается как уникальная целостная система. Особая роль в свободном развитии школьника принадлежит предметной области «филология». Прекрасные возможности для развития творческих способностей школьников, становления их читательской самостоятельности открываются на уроках развития речи, при проведении спецкурсов и факультативов, когда учащиеся ищут свой путь, обретая себя в письменном слове, пытаясь выразить свое «Я». И здесь на помощь приходят такие жанры словесной культуры, как очеркистика, эссеистика, эпистолярная и мемуарная литература, интерес к которым очень велик на западе и возрастает в отечественной литературе.

Мы предлагаем учащимся знакомство с жанром очерка и близкими личностно ориентированными формами – художественными автобиографией, биографией, характеристикой и эссе – в надежде, что каждый из них найдет присущую ему форму самовыражения, а, может быть, пробуя себя в разных жанрах письменной речи, раскроет многогранность своего таланта. Постижение секретов создания очерковых форм обогатит речь учеников, раскроет стилевое многообразие литературы и предоставит возможность «пробы» своего пера.

Проблема развития письменной речи учащихся, работа над сочинением имеет исключительное значение для школьного преподавания литературы и риторики. В школьной практике используется более сорока видов письменных работ, в том числе сочинение в жанре очерка. Это сочинение творческого, свободного характера, предполагающее самостоятельность в изложении точки зрения, рассчитанное на авторскую индивидуальность ученика, что очень важно для становления личности школьника. В таком авторском тексте (В.Н.Мещеряков), по мнению ученых-методистов, раскрепощается мышление школьника, раскрывается его творческий потенциал.

Актуальность вопроса обусловлена и тем, что мобильный жанр очерка не только предписывается современным ГОСТом для изучения и овладения навыками текстопорождения, но и активно используется в журналистике, средствах массовой информации, в электронных средствах печати. Способность очерка интегрировать возможности разных жанровых систем делает его привлекательным для современного человека.

Предлагаемый спецкурс рассчитан на 48 часов и предназначен для учащихся 8-11 классов.

Основная цель курса – развитие коммуникативно-речевой культуры старшеклассников.

В процессе работы над очерком решаются следующие учебные задачи:

  • Актуализируются личностные качества старшеклассников, что помогает раскрытию их творческих способностей;
  • Осуществляется знакомство с комплексом близких жанров: эссе, словом, письмом, интервью, художественными автобиографией, биографией, характеристикой и др.;
  • Развивается ассоциативное мышление старшеклассников;
  • Формируется коммуникативное умение создавать собственные речевые произведения, используя возможности разных типов и стилей речи;
  • Формируются представления школьников о разных способах восприятия действительности;
  • Демонстрируются творческие поиски художников слова, уже известных учащимся, и открываются новые имена писателей, что положительно сказывается на общей подготовке по предмету.

Выделяются следующие этапы в обучении школьников написанию сочинения в жанре очерка:

  • Знакомство с очерком как жанром литературного произведения, разъяснение основных жанрообразующих признаков очерка и закрепление полученных понятий;
  • Узнавание очерковых форм, видение их особенностей и отличий от других сопутствующих жанров (на конкретных примерах);
  • Анализ ученических образцов и выполнение творческих заданий.

Этим этапам обучения соответствуют предлагаемые далее разделы программы данного спецкурса.

Отбор предложенных для анализа текстов-очерков и очерковых форм осуществлен с точки зрения нравственного и эстетического воспитания старшеклассников. Варианты произведений позволяют учителю варьировать литературный материал в зависимости от психолого-педагогических особенностей класса или группы учащихся.

Программа снабжена списком рекомендуемой литературы, научными, методическими и справочными пособиями.

 

СПЕЦКУРС

«ГРАВИТАЦИЯ. ЗАКОНЫ КЕПЛЕРА»

Предлагаемый предметно-ориентированный курс «Гравитация. Законы Кеплера». предназначен для учащихся 9-10 ых классов гимназии, проявляющих интерес к предмету «Физика» и желающих реализовать это интерес. Программа рассчитана на 48 часов, из расчета 2 часа в неделю. Данные темы не изучаются в основном курсе физики.

 

Курс имеет следующие развивающие и воспитательные цели:

- развитие способности к самоопределению, готовности и способности осваивать предмет на повышенном уровне;

- развитие логического и аналитического мышления, творческих способностей учащихся.

- формирование навыков исследовательской деятельности учащихся.

- формирование ответственности за самостоятельный выбор;

- развитие мотивации собственной учебной деятельности;

- создание условий для выбора профессии; ориентация учащихся на выбор профиля с углубленным изучением физики.

- создание условий для личностного роста каждого ученика.

Успешность освоения программы курса может быть оценена по следующим критериям:

- учащиеся должны освоить содержание предложенного курса;

- учащиеся должны уметь оценить свои способности;

- учащиеся должны владеть основами коммуникативной, информационной и социальной компетенций.

 

Формы проведения занятий:

- Мини-лекции

- Демонстрация опытов.

- Решение расчетных задач.

Литература:

 

  1. Элементарный учебник физики под редакцией академика Г.С. Ландсберга, том1.Механика. Теплота. Молекулярная физика. Издательство «Наука», Москва 2013 г.
  2. Лукашик В.И.Физическая олимпиада в 6-7 классах средней школы. Просвещение, 2009 г..
  3. Варламов С.Д, Зильберман А.Р, Зинковский В.И Экспериментальные задачи на уроках физики и физических олимпиадах.– М.МЦНМО, 2013.
  4. В.А.Орлов Творческие экспериментальные задания.– Физика №38/97.
  5. Кирик. Олимпиадные задачи. 7 класс. Илекса, 2013
  6. Кирик. Олимпиадные задачи. 8 класс. Илекса, 2012
  7. Квант. Физико-математический журнал для школьников и студентов.
  8. «Физика». Методическая газета. Издательский дом «Первое сентября».
  9. «Физика в школе». Журнал.
  10. Задачи Московских городских олимпиад по физике.

 

СПЕЦКУРС «ОБРАБОТКА ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИИ»

 

Предлагаемый предметно-ориентированный курс «Обработка текстовой информации» предназначен для учащихся 8-11 х классов гимназии, проявляющих интерес к предмету «Информатика и ИКТ» и особенно к такой его составляющей как «Алгоритмизация и программирование». Программа рассчитана на 48 часов, из расчета 2 часа в неделю.

На изучение темы «Обработка текстовой информации» в основном курсе информатики отводится 2 часа. Этого недостаточно для полного и глубокого изучения данной темы, особенно в классах физико-математического и экономико-математического профиля.

Курс рассматривает углубленно те разделы, которые из-за недостатка времени поверхностно изучаются в базовом курсе: принципы организации рекурсивных алгоритмов, встроенные процедуры и функции алгоритмических языков, способы организации текстовых данных, алгоритмические примитивы преобразования текстовой информации в различных языках и компьютерных средах.

Курс «Обработка текстовой информации» имеет следующие развивающие и воспитательные цели:

  • Развитие способности и готовности осваивать курс на повышенном уровне
  • Развитие алгоритмического и логического мышления
  • Формирование навыков исследовательской работы
  • Создание условий для выбора профессии и личностного роста учеников.

Задачи курса:

  • Научить решать задачи повышенной сложности, связанных с обработкой текстовой информации
  • Научить выбирать оптимальную организацию данных и алгоритм при решении задач
  • Научить самостоятельно анализировать алгоритм с целью поиска синтаксических и семантических ошибок.

Успешность освоения программы курса может быть оценена по следующим критериям:

  • Учащиеся должны овладеть основными приемами отладки алгоритмов и программ
  • Учащиеся должны уметь выбрать адекватную задаче структуру данных и алгоритма
  • Учащиеся должны выявлять все типы ошибок в алгоритмах и программах

Формы проведения занятий:

  • Мини-лекция
  • Демонстрация примеров
  • Решение задач моделирования реальных объектов и процессов
  • Практические занятия
  • Решение логических и алгоритмических задач

 

СПЕЦКУРС «ПОДГОТОВКА К МЕЖДУНАРОДНЫМ ЭКЗАМЕНАМ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ» 48 часов

Программа рассчитана на учащихся, изучавших английский язык в средней школе владеющих английским языком на базовом уровне А2 (предпороговый уровень) до порогового уровня самостоятельного владения английским языком В1 . Для освоения данного курса учащиеся должны:

  • понимать отдельные предложения и часто встречающиеся выражения, связанные с основными сферами жизни (например, основные сведения о себе и членах своей семьи, покупках, устройстве на работу и т.п.);
  • уметь выполнить задачи, связанные с простым обменом информацией на знакомые или бытовые темы;
  • в простых выражениях уметь рассказать о себе, своих родных и близких, описать основные аспекты повседневной жизни.

Программа отражает современные тенденции и требования к обучению практическому владению английским языком в повседневном общении и в профессиональной сфере. В ней сформулированы цель, конкретные задачи обучения, структура курса.

Цель обучения

Развить коммуникативную компетенцию учащихся с предпорогового уровня элементарного владения английским языком А21 до порогового уровня самостоятельного владения английским языком В12 в соответствии с Общеевропейскими компетенциями владения иностранным языком.

1 Я понимаю отдельные предложения и наиболее употребительные фразы, касающиеся важных для меня тем (например, основной информации о себе и своей семье, о покупках, о месте, где я живу, о работе). Я умею обмениваться несложной информацией на знакомую тему в простых, наиболее типичных ситуациях непосредственного общения. Я могу в простых словах рассказать о своем образовании, ближайшем окружении и наиболее важных для меня вопросах.

2 Я понимаю основные положения четко произнесенных высказываний в пределах литературной нормы на известные мне темы, с которыми мне приходилось иметь дело на работе, в школе, на отдыхе и т.д. Я умею общаться в большинстве ситуаций, возникающих во время пребывания в стране изучаемого языка. Я могу составить простой связный текст на знакомые или интересующие меня темы. Я могу описать свои личные впечатления, события, рассказать о своих мечтах, надеждах и желаниях. Я могу кратко обосновать и объяснить свои взгляды и намерения.

Данный курс дает возможность подготовиться к сдаче международного Кэмбриджского экзамена PET (Preliminary English Test) – экзамен среднего уровня, проверяющий умение общаться на английском языке в повседневных ситуациях.

Задачи обучения

  • научить понимать основные положения четко произнесенных высказываний в пределах известной темы;
  • научить общаться в большинстве ситуаций, возникающих во время пребывания в стране изучаемого языка, высказывать свое мнение на знакомые темы, описывать свои личные впечатления, события, рассказывать о своих мечтах, надеждах, желаниях, кратко обосновывать и объяснять свои взгляды и намерения;
  • сформировать умение понимать основную идею несложных текстов;
  • дать представление о том, как пишутся связные тексты на знакомые темы, а также научить писать письма личного характера.

Программа рассчитана на 40 часов – 2 часа в неделю. В процессе обучения преимущественно используется учебно-методический комплекс "Exam Activator”издательства Peason/Longmanучебник, а также дополнительные пособия, в том числе, PET Testbuilder, Grammar for PET, Vocabulary for PET (Cambridge University Press), которые используются для закрепления и более детального изучения материала и для контроля знаний и умений.

Данное пособие представляет идеальное соотношение грамматики, лексики, произношения, речевых умений для эффективного использования английского на уровне B1; дополнительные материалы к учебному комплексу: аудиосопровождение, интернет-ссылки на интерактивные упражнения по тематике учебника, логичность изложения материала в учебнике – создают основу для достижения цели – сдачи сертификационного экзамена.

Ожидаемые результаты обучения

К концу курса учащиеся смогут:

Повторить и активировать ранее изученные лексические единицы. Приумножить знание часто используемых лексических единиц (слов и фраз), использовать слова и фразы в речи.

В области аудирования учащиеся смогут понимать доступные для них задания, направленные на частичное или полное понимание услышанного.

В области грамматики учащиеся вспомнят, закрепят ранее изученный материал и приобретут новые знания, которые смогут использовать в речевых ситуациях и историях, приближенных к жизни.

В области говорения учащиеся смогут говорить на актуальные темы, используя лексику, грамматику, навыки произношения данного курса.

В чтении учащиеся смогут понимать адаптированные для их уровня тексты из газет, журналов, веб-сайтов; догадываться о значении слов, фраз из контекста.

В области письма - писать простые короткие письма и электронные сообщения, используя лексику, грамматику усвоенного материала.