РП_био_8_(угл.ур

Приложение
к основной образовательной программе
основного общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмет - Биология
(углубленное изучение предмета)
Уровень образования - основное общее
Классы - 8

г. Екатеринбург

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ООО на основе примерной
образовательной программы основного общего образования.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с
учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению
культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее
развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в
результате деятельности человека, для развития современных естественнонаучных
представлений о картине мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических
объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об
экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о
наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения
несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека,
проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия
деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать
целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой
природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению
биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем
необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях
быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
6) освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и
отдыха.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Живые организмы
Биология – наука о живых организмах
Биология как наука. Методы изучения живых организмов. Роль биологии в познании
окружающего мира и практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в
окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов.
Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Свойства живых организмов (структурированность, целостность, обмен веществ,
движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность, наследственность и
изменчивость) их проявление у растений, животных, грибов и бактерий.
Человек и его здоровье
Введение в науки о человеке
Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека
для самопознания и сохранения здоровья.
Комплекс наук, изучающих организм человека. Научные методы изучения
человеческого организма (наблюдение, измерение, эксперимент).
Место человека в системе животного мира. Сходства и отличия человека и животных.
Особенности человека как социального существа.
Происхождение современного человека. Расы.
Общие свойства организма человека
Клетка – основа строения, жизнедеятельности и развития организмов. Строение,
химический состав, жизненные свойства клетки. Ткани, органы и системы органов организма
человека, их строение и функции. Организм человека как биосистема. Внутренняя среда
организма (кровь, лимфа, тканевая жидкость).
Нейрогуморальная регуляция функций организма
Регуляция функций организма, способы регуляции. Механизмы регуляции функций.
Нервная система: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная.
Нейроны, нервы, нервные узлы. Рефлекторный принцип работы нервной системы.
Рефлекторная дуга. Спинной мозг. Головной мозг. Большие полушария головного мозга.
Особенности развития головного мозга человека и его функциональная асимметрия.
Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.
Железы и их классификация. Эндокринная система. Гормоны, их роль в регуляции
физиологических функций организма. Железы внутренней секреции: гипофиз, эпифиз,
щитовидная железа, надпочечники. Железы смешанной секреции: поджелудочная и половые
железы. Регуляция функций эндокринных желез.
Опора и движение
Опорно-двигательная система: строение, функции. Кость: химический состав, строение,
рост. Соединение костей. Скелет человека. Особенности скелета человека, связанные с
прямохождением и трудовой деятельностью. Влияние факторов окружающей среды и образа
жизни на развитие скелета. Мышцы и их функции. Значение физических упражнений для
правильного формирования скелета и мышц. Гиподинамия. Профилактика травматизма.
Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.
Кровь и кровообращение
Функции крови и лимфы. Поддержание постоянства внутренней среды. Гомеостаз.
Состав крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Группы
крови. Резус-фактор. Переливание крови. Свертывание крови. Иммунитет. Факторы,
влияющие на иммунитет. Значение работ Л.Пастера и И.И. Мечникова в области
иммунитета. Роль прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями. Кровеносная и
лимфатическая системы: строение, функции. Строение сосудов. Движение крови по сосудам.

Строение и работа сердца. Сердечный цикл. Пульс. Давление крови. Движение лимфы по
сосудам. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Профилактика сердечно-сосудистых
заболеваний. Виды кровотечений, приемы оказания первой помощи при кровотечениях.
Дыхание
Дыхательная система: строение и функции. Этапы дыхания. Легочные объемы.
Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. Гигиена дыхания. Вред табакокурения.
Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер
профилактики для защиты собственного организма. Первая помощь при остановке дыхания,
спасении утопающего, отравлении угарным газом.
Пищеварение
Питание. Пищеварение. Пищеварительная система: строение и функции. Ферменты, роль
ферментов в пищеварении. Обработка пищи в ротовой полости. Зубы и уход за ними. Слюна
и слюнные железы. Глотание. Пищеварение в желудке. Желудочный сок. Аппетит.
Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении.
Всасывание питательных веществ. Особенности пищеварения в толстом кишечнике. Вклад
Павлова И. П. в изучение пищеварения. Гигиена питания, предотвращение желудочнокишечных заболеваний.
Обмен веществ и энергии
Обмен веществ и превращение энергии. Две стороны обмена веществ и энергии. Обмен
органических и неорганических веществ.
Витамины. Проявление гиповитаминозов и авитаминозов, и меры их предупреждения.
Энергетический обмен и питание. Пищевые рационы.
Нормы питания. Регуляция обмена веществ.
Поддержание температуры тела. Терморегуляция при разных условиях среды. Покровы
тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Роль кожи в процессах терморегуляции. Приемы
оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.
Выделение
Мочевыделительная система: строение и функции. Процесс образования и выделения
мочи, его регуляция. Заболевания органов мочевыделительной системы и меры их
предупреждения.
Размножение и развитие
Половая система: строение и функции. Оплодотворение и внутриутробное развитие.
Роды. Рост и развитие ребенка. Половое созревание. Наследование признаков у человека.
Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в
планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым
путем и их профилактика. ВИЧ, профилактика СПИДа.
Сенсорные системы (анализаторы)
Органы чувств и их значение в жизни человека. Сенсорные системы, их строение и
функции. Глаз и зрение. Оптическая система глаза. Сетчатка. Зрительные рецепторы: палочки
и колбочки. Нарушения зрения и их предупреждение. Ухо и слух. Строение и функции органа
слуха. Гигиена слуха. Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса.
Взаимодействие сенсорных систем. Влияние экологических факторов на органы чувств.
Высшая нервная деятельность
Высшая нервная деятельность человека, работы И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А.
Ухтомского и П.К. Анохина. Безусловные и условные рефлексы, их значение. Познавательная
деятельность мозга. Эмоции, память, мышление, речь. Сон и бодрствование. Значение сна.
Предупреждение нарушений сна. Особенности психики человека: осмысленность восприятия,
словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в
поколение информации. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент,
характер, одаренность. Психология и поведение человека. Цели и мотивы деятельности.
Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Роль обучения и
воспитания в развитии психики и поведения человека.
Здоровье человека и его охрана

Здоровье человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового
образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность,
сбалансированное питание. Влияние физических упражнений на органы и системы органов.
Защитно-приспособительные реакции организма. Факторы, нарушающие здоровье
(гиподинамия, курение, употребление алкоголя, несбалансированное питание, стресс).
Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Человек и окружающая среда. Значение окружающей среды как источника веществ и
энергии. Социальная и природная среда, адаптации к ним. Краткая характеристика основных
форм труда. Рациональная организация труда и отдыха. Соблюдение правил поведения в
окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях, как основа безопасности
собственной жизни. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.
Примерный список лабораторных и практических работ по разделу «Человек и его
здоровье»:
1. Выявление особенностей строения клеток разных тканей;
2. Изучение строения головного мозга;
3. Выявление особенностей строения позвонков;
4. Выявление нарушения осанки и наличия плоскостопия;
5. Сравнение микроскопического строения крови человека и лягушки;
6. Подсчет пульса в разных условиях. Измерение артериального давления;
7. Измерение жизненной емкости легких. Дыхательные движения.
8. Изучение строения и работы органа зрения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ,
ОТВОДИМЫХ НА ИЗУЧЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ

8 г класс
№
Раздел (тема)
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

Общий обзор
организма человека
Опора и движение
Внутренняя среда
Кровеносная система
Дыхание
Питание
Выделение
Покровы тела
Обмен веществ и
энергии
Нервная система
Органы чувств
Эндокринная система
Размножение и
развитие
Резервное время
(повторение,
обобщающие уроки)
Итого:

Общее

10

Количество учебных часов
Практические
Контрольные
(лабораторные)
мероприятия
занятия
1
1

12
11
9
6
10
4
3
5

2
1
1
1
2

13
5
5
7

1
1

1
1
1
1
1

1
1

1

5

105

11

8

Поурочное планирование. Биология.8 г класс.
№
Тема
урока
Раздел 1. Общий обзор организма человека, 10 ч.
1.
Введение. Место человека в системе органического мира.
Биосоциальная природа человека.
2.
Науки, изучающие человека. Значение знаний о человеке для охраны
его здоровья.
3.
Клетка – структурно-функциональная единица живого. Строение
клетки.
4.
Химический состав клетки.
5.
Основные свойства клетки.
6.
Основные типы тканей тела человека.
7.
Основные типы тканей тела человека. Лабораторная работа 1
Изучение микроскопического строения тканей.
8.
Органы и системы органов.
9.
Нервная и гуморальная регуляция деятельности организма.
10.
Организм - единое целое.
Раздел 2. Опора и движение, 12 ч.
11.
Семинар. Опорно-двигательная система человека, ее строение и
функции.
12.
Семинар. Опорно-двигательная система человека, её строение и
функции. Скелетные системы: гидростатический скелет, экзоскелет,
эндоскелет.
13.
Понятие об остеологии. Строение костей.
14.
Состав кости. Лабораторная работа 2 «Химический состав и свойства
кости».
15.
Развитие кости. Типы соединения костей.
16.
Анатомическое строение скелета человека. Специфические признаки в
строении скелета человека.
17.
Мышечная система. Строение и функции мышц.
18.
Работа мышц. Типы мышечного сокращения.
19.
Утомление. Лабораторная работа 3 «Работа мышц. Влияние нагрузки
на работу мышц».
20.
Мышцы туловища, шеи, головы, конечностей. Нервно-гуморальная
регуляция деятельности ОДС.
21.
Семинар. Влияние двигательной активности на правильное
формирование скелета и мышц.
22.
Гигиена ОДС человека.
Раздел 3. Внутренняя среда, 11 ч.
23.
Внутренняя среда организма. Кровь, лимфа, тканевая жидкость.
24.
Кровь - соединительная ткань.
25.
Строение и функции крови. Плазма. Состав.
26.
Строение и функции крови. Форменные элементы крови.
27.
Свойства крови. Кроветворение.
28.
Лабораторная работа 4 «Микроскопическое строение крови человека
и лягушки».
29.
Лимфа, состав, свойства, значение.
30.
Иммунная система человека. Учение об иммунитете.
31.
Формы иммунологических реакций.
32.
Вакцинация. Трансплантация.
33.
Зачет по теме «Внутренняя среда».
Раздел 4. Кровеносная система, 9 ч.

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.

Система органов кровообращения. Эволюция СОК позвоночных.
Сердце человека, его строение и функции.
Сердечный цикл. Автоматия сердца.
Проводящая система сердца.
Кровеносные сосуды, строение и функции.
Движение крови по сосудам. Схема кровообращения.
Кровяное давление. Пульс. Лабораторная работа 5 «Определение
пульса до и после нагрузки».
41.
Регуляция кровообращения и кровяного давления. Гигиена СОК.
42.
Зачёт по теме «Система органов кровообращения».
Раздел 5. Дыхание, 6 ч.
43.
Органы дыхания. Эволюция системы органов дыхания позвоночных.
44.
Воздухоносные пути и лёгкие, их строение и функции.
45.
Механизм вдоха и выдоха. Газообмен в лёгких и тканях.
46.
Жизненная емкость лёгких, способы её определения и повышения.
Практическая работа 1 «Определение частоты дыхания».
47.
Регуляция дыхания.
48.
Дыхание при мышечной работе. Влияние вредных привычек на
систему дыхания. Гигиена органов дыхания.
Раздел 6. Дыхание, 10ч.
49.
Понятие о питании. Типы и способы питания. Питательные вещества и
пищевые продукты. Система органов пищеварения. Эволюция СОП
позвоночных.
50.
Методы изучения органов пищеварения.
51.
Ротовая полость, зубной аппарат. Пищеварение в ротовой полости.
Лабораторная работа 6 «Действие слюны на крахмал».
52.
Пищеварительные ферменты и их значение. Пищевод. Глотание.
53.
Пищеварение в желудке. Лабораторная работа 7 «Действие
желудочного сока на белки».
54.
Печень и поджелудочная железа, их роль в пищеварении.
55.
Пищеварение в двенадцатиперстной кишке.
56.
Пищеварение в тонком кишечнике. Всасывание. Пищеварение в
толстом кишечнике. Дефекация.
57.
Семинар. Регуляция деятельности органов пищеварения.
58.
Семинар. Регуляция деятельности органов пищеварения. Гигиена
питания.
Раздел 7. Выделение, 4 ч.
59.
Органы выделения. Эволюция СОВ позвоночных.
60.
Почки и мочевыводящие пути. Функции почек.
61.
Общий план строения и кровоснабжения нефрона.
62.
Механизм мочеобразования. Количество, состав и свойства мочи.
Регуляция деятельности почек. Гигиена мочевыделительной системы.
Раздел 8. Покровы тела, 3 ч.
63.
Строение и функции кожи. Производные кожи.
64.
Механизм терморегуляции.
65.
Дерматология. Заболевания кожи. Доврачебная помощь при тепловом
и солнечном ударе, ожогах и отморожениях, электрошоке.
Раздел 9. Обмен веществ и энергии, 5 ч.
66.
Понятие об обмене веществ и энергии. Пластический и энергетический
обмен.
67.
Обмен белков, жиров, углеводов. Практическая работа 2.
Определение норм рационального питания.
68.
Обмен воды и минеральных солей. Регуляция обмена веществ и
энергии. Возрастные изменения обмена веществ.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1

1
1
1

69.
70.

Витамины. История открытия. Классификация витаминов.
Значение витаминов, их роль в обмене веществ. Гиповитаминозы,
авитаминозы.
Раздел 10. Нервная система, 13 ч.
71.
Нервная система, её значение. Эволюция нервной системы.
72.
Нервная система человека. Классификация нервной системы. Строение
и функции нейронов. Нервный импульс. Синапсы.
73.
Центральная нервная система человека. Строение и функции спинного
мозга.
74.
Строение и функции спинного мозга. Происхождение.
75.
Строение и функции спинного мозга.
76.
Большие полушария головного мозга. Практическая работа 3.
Изучение строения головного мозга человека (по муляжам).
77.
Большие полушария головного мозга. Изучение строения головного
мозга по муляжам.
78.
Рефлекс. Рефлексы безусловные и условные. Механизм выработки
условного рефлекса.
79.
Торможение: условное и безусловное.
80.
Понятие о ВНД. Теория о ВНД Павлова - Сеченова. Типы ВНД.
81.
Сознание, мышление. Речь. Этапы формирования речи. Память,
механизм формирования памяти. Внимание. Эмоции. Значение эмоций
в жизни человека.
82.
Сон, виды сна. Сновидения. Гигиена сна.
83.
Вегетативная нервная система. Нервная регуляция деятельности
организма. Психические болезни и неврозы. Гигиена нервной системы.
Раздел 11. Органы чувств, 5 ч.
84.
Органы чувств. Понятие об анализаторах. Сенсорные рецепторы.
Строение, функции, свойства рецепторов. Процесс восприятия
раздражений.
85.
Зрительный анализатор, химия зрения, гигиена зрения.
86.
Зрительный анализатор, химия зрения, гигиена зрения. Практическая
работа 4. Изучение изменения размера зрачка.
87.
Слуховой анализатор. Гигиена слуха.
88.
Вкусовой, обонятельный, осязательный анализаторы - строение и
функции.
Раздел 12. Эндокринная система, 5 ч.
89.
Понятие об эндокринной системе. Эндокринные железы,
классификация. Методы изучения работы желез внутренней секреции.
90.
Гормоны. Гуморальная регуляция.
91.
Строение и функции желёз внутренней секреции.
92.
Строение и функции желёз внутренней секреции. Заболевания,
связанные с нарушениями функций желёз внутренней секреции.
93.
Сравнение нервной и гуморальной регуляции. Регуляция деятельности
систем органов - нервная и гуморальная.
Раздел 13. Размножение и развитие, 7 ч.
94.
Размножение и индивидуальное развитие человека. Общие
представления о передаче наследственной информации.
95.
Особенности развития мужского организма. Первичные и вторичные
половые признаки.
96.
Особенности развития женского организма. Первичные и вторичные
половые признаки. Менструальный цикл.
97.
Оплодотворение. Развитие зародыша и плода. Влияние алкоголя,
курения, наркотиков на развитие плода.
98.
Роды. Уход за новорожденным.

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

1

1
1
1
1

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

99.
Периоды жизни человека, их особенности.
100.
Биология старения. Смерть организма.
Раздел 14. Резервное время (повторение, обобщающие уроки), 5 ч.
101.
Организм человека - сложная биологическая система.
102.
Пространственная и временная структура организма.
103.
Саморегуляция в организме, основанная на принципе обратных связей.
104.
Взаимосвязь систем органов.
105.
Организм единое целое.

1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».