РП_внеур_Подготовка к олимпиадам по немецкому языку_ 8-10 кл

Пояснительная записка.
Программа предназначена для учащихся средней ступени обучения общеобразовательных
школ, проявляющих особый интерес к изучению немецкого языка.
Олимпиадные задания – это всегда задания повышенного уровня, которые нелегко
выполнить со стандартным запасом школьных знаний. Этапы Всероссийской олимпиады
школьников позволяют провести отбор тех учащихся, у которых творческий потенциал
сочетается с языковыми способностями, а знания необходимых языковых правил, явлений
и реалий – с умением применить их на практике, поэтому возникает противоречие между
потребностями учащихся и содержанием обучения, заложенном в федеральном стандарте.
Данная программа рассматривается как система использования английского языка в
развитии индивидуальности школьника и направлена на социальное и культурное развитие
личности учащегося, его творческой самореализации.
В процессе обучения по данному курсу учащиеся познакомятся с форматом олимпиады и
будут практиковаться в выполнении олимпиадных заданий. Необходимость курса
заключается в том, что его изучение поможет ученику оценить свой потенциал с точки
зрения образовательной перспективы.
Цель программы – развитие индивидуальности школьников, предоставление
возможности создать собственную образовательную траекторию, подготовка к участию во
Всероссийской олимпиаде школьников по немецкому языку.
Программа имеет следующие развивающие и воспитательные цели:
•
•
•
•
•

развитие социокультурной компетенции, а именно умения участвовать в
коммуникации в соответствии с нормами, принятыми в обществе;
воспитание способности к личному самоопределению;
развитие межкультурной компетенции, а именно умения участвовать в
межкультурной коммуникации, учитывая особенности других культур;
развитие умения достигать поставленной цели, при необходимости преодолевая
возникающие препятствия;
развитие компенсаторной компетенции;

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
•
•
•
•
•

сформировать коммуникативные знания для письменного и устного общения на
немецком языке;
изучить, повторить и обобщить материал по тем разделам грамматики и лексики,
которые входят в основные части олимпиады;
ознакомить с форматом олимпиады;
развивать гибкость, способность ориентироваться в типах олимпиадных заданий;
сформировать определенные навыки и умения, необходимые для успешного
выполнения олимпиадных заданий, а именно: в области говорения – обучать
высказыванию по предложенной теме, аргументированно выражать своё мнение,
обсуждать проблемы и предлагать решения, поддерживать разговор на общие темы,
корректно ставить вопросы; в области письма – учить писать связные тексты
сложной структуры на различные темы, излагать и обосновывать своё мнение по
широкому кругу общекультурных и общественно значимых вопросов; в области
аудирования – формировать умение слушать текст с пониманием общей идеи и с
1

извлечением информации, с детальным пониманием; в области чтения –
формировать умение читать тексты с пониманием общей идеи и с извлечением
информации, с детальным пониманием;
•
•

для развития компенсаторной компетенции развивать умения пользоваться
языковой и контекстуальной догадкой;
научить анализировать и объективно оценивать результаты собственной учебной
деятельности;

Структура и основное содержание
Данная программа рассчитана на 2 часа в неделю. Целевая аудитория: школьники 8-10-х
классов. Тематическое планирование составлено на 68 учебных часов.
Организация учебного
практических занятий.

процесса

предусматривает

проведение

теоретических

и

Методические рекомендации по реализации учебной программы
Данный курс предполагает, что учитель хорошо знаком с форматом олимпиады,
требованиями к выполнению заданий и критериями их оценки.
Рекомендуется активно использовать в работе имеющийся опыт и знания учащихся,
предоставлять им возможность самим проанализировать качество выполнения заданий.
Необходимо также уделять внимание определенным олимпиадным стратегиям,
позволяющим учащимся решать поставленную перед ними задачу в случае возникновения
трудности.
Формы работы: парная, групповая, оценка и взаимооценка, анализ работ и др.
Типы заданий: множественный выбор, установление соответствий, установка порядка
следования событий в тексте, анализ текста, подстановка, перефразирование, составление
плана, подбор синонимов, трансформация, ответы на вопросы, исправление ошибок.
Оценивание знаний, умений и навыков
В ходе работы по данной программе осуществляется контроль:
1. Текущий – позволяющий судить об успехах учащихся (качество выполнения
тренировочных заданий)
2. Промежуточный – после каждого блока
3. Итоговый – дающий возможность оценить степень усвоения пройденного материала
Контроль проводится в форме выполнения заданий олимпиадного уровня.
По итогам прохождения курса учащиеся должны:
1. Овладеть навыками выполнения олимпиадных заданий
Аудирование
Нужно проявить способность понимать аудиозаписи на немецком языке
Необходимо уметь:
- понимать тексты повседневного и профессионального стиля речи;
- выбирать главные факты, опуская второстепенные;
2

- выборочно понимать необходимую информацию с опорой на языковую догадку, контекст.
Говорение
Нужно продемонстрировать способность читать и понимать тексты по современной
проблематике. Необходимо уметь понимать суть текста и справляться с незнакомыми
словами и грамматическими структурами, отделять важную для понимания текста
информацию от второстепенной, понимать позицию автора текста
Лексико-грамматический материал
Нужно продемонстрировать соответствующий уровень владения лексическим материалом
и умение оперировать им в условиях множественного выбора, а также владение
грамматическим материалом в рамках программы средней школы и умение практически
использовать его не только на уровне отдельного предложения, но и в более широком
контексте
Письмо
Нужно продемонстрировать умение писать простые связные тексты на известные или
социально значимые темы, излагать и обосновывать свое мнение, умение обращаться с
грамматическими структурами, использовать необходимый словарный запас, писать без
ошибок и с правильной пунктуацией, правильно употреблять формулы речевого этикета
Говорение
Нужно продемонстрировать способность общаться на немецком языке с другими
участниками олимпиады.

3

Тематическое планирование
Тема

Содержание занятия

Количеств
о
часов

Ознакомление с
Четыре основных вида речевой
форматом олимпиады деятельности. Конкурс понимания
устного текста. Конкурс понимания
письменного текста. Конкурс устной
речи. Конкурс письменной речи.
Лексико-грамматический тест. Типы
заданий. Продолжительность
выполнения заданий.

2

Стратегии
подготовки к разделу
«Аудирование»

Как работать с инструкцией? Как
работать с заданием? Как работать с
текстом?

2

Работа с тестовыми
заданиями на
понимание основного
содержания

Выполнение тестовых заданий с
последующим анализом выполнения
заданий и разбор типичных ошибок.

Работа с тестовыми
заданиями на
извлечение
запрашиваемой
информации

Выполнение тестовых заданий с
последующим анализом выполнения
заданий и разбор типичных ошибок.

Работа с тестовыми
заданиями на полное
понимание
прослушанного

Выполнение тестовых заданий с
последующим анализом выполнения
заданий и разбор типичных ошибок.

11-12

Выполнение теста по
аудированию

Тестирование навыков аудирования в
формате олимпиады.

2

13-14

Стратегии
подготовки к разделу
«Чтение»

Как работать с инструкцией? Как
работать с заданием? Как работать с
текстом?

2

Работа с тестовыми
заданиями на
понимание основного
содержания

Выполнение тестовых заданий с
последующим анализом выполнения
заданий и разбор типичных ошибок.

Работа с тестовыми
заданиями на
понимание

Выполнение тестовых заданий с
последующим анализом выполнения
заданий и разбор типичных ошибок.

1-2

3-4

5-6

7-8

9-10

15-16

17-18

Формы
контрол
я

текущий
2

текущий
2

текущий
2

промежу
точный

текущий
2

текущий
2

4

структурносмысловых связей
Работа с тестовыми
заданиями на полное
понимание
прочитанного

Выполнение тестовых заданий с
последующим анализом выполнения
заданий и разбор типичных ошибок.

21-22

Выполнение теста по
чтению

Тестирование навыков чтения в
формате олимпиады.

23-24

Стратегии
подготовки к разделу
«Чтение»

Структура раздела, анализ заданий

19-20

25-26

27-28

29-30

31-32

33-34

35-36

Формы глагола

Страдательный залог

текущий
2

2

промежу
точный

2
Повторение форм глагола,
употребление времен, употребление
различных форм глагола, заполнение
пропусков глаголами в соответствии с
контекстом

2

Повторение форм глагола в
страдательном залоге, выполнение
упражнений на употребление
страдательного залога

2

Степени сравнения
прилагательных и
наречий

Повторение правил образования
степеней сравнения прилагательных и
наречий, выполнение практических
упражнений

Множественное
число
существительных

Повторение правил образования
множественного числа у английских
существительных, исключения из
правил, выполнение практических
упражнений

2

Порядковые
числительные

Повторение правил образования и
употребления порядковых
числительных, выполнение
практических упражнений

2

Работа с тестовыми
заданиями по
грамматике

Выполнение заданий на правильное
употребление грамматических форм в
формате олимпиады с последующим
анализом

2

текущий
2

5

37-38

39-40

41-42

43-44

45-46

47-48

49-50

51-52

53-54

55-56

Работа с тестовыми
заданиями по
словообразованию

Определение частей речи и образование
новых слов, добавление суффиксов,
добавление приставок, выполнение
практических упражнений

Устойчивые
словосочетания,
фразовые глаголы,
идиоматические
выражения

Выполнение упражнений на
употребление устойчивых
словосочетаний, фразовых глаголов и
идиом

Способы управления
в предложении
(предлоги), способы
сочинения и
подчинения (союзы)

Выполнение практических упражнений

Работа с тестовыми
заданиями по
лексической
сочетаемости единиц

Продумывание возможного варианта
ответа, выбор правильного ответа,
определение неверных ответов,
выполнение заданий в формате
олимпиады

текущий
2

2

2

Выполнение лексико- Тестирование лексико-грамматических
грамматического
навыков в формате олимпиады
теста
Стратегии
подготовки к разделу
«Schreiben», письмо
личного характера

Образцы писем и рекомендуемый
языковой репертуар, характерные черты
личного письма, фразы и выражения,
рекомендуемые при написании
различных писем личного характера

Мини-практикум по
написанию письма
личного характера

Написание письма личного характера

Написание
сочинениявыражения
собственного мнения,
письма

Образец эссе и рекомендуемый
языковой репертуар, характерные черты
эссе, планирование сочинения,
выражение собственного мнения

Мини-практикум по
выполнению заданий
письменной части

Написание сочинения-выражения
собственного мнения

Стратегии
подготовки к разделу

Практические указания и упражнения
на преодоление типичных трудностей,

текущий
2

2

промежу
точный

2

текущий
2
текущий
2

2

промежу
точный

2

6

57-58

59-60

61-62

63-64

«Говорение»,
речевые клише

стратегии, направленные на
формирование компенсаторных умений
в устном речевом общении

Диалог с целью
обмена информацией

Различные типы диалогов
прагматической направленности,
стратегии запроса и передачи
информации

Тематика
монологического
высказывания

Презентация темы с обсуждением

Мини-практикум по
выполнению заданий
устной части

Выполнение олимпиадных заданий

2

Мини-практикум по
выполнению заданий
устной части

65-66

Пробный тест в
формате олимпиады

67-68

Пробный тест в
формате олимпиады

Итого

2

Выполнение олимпиадных заданий

2

промежу
точный

2

промежу
точный

2

2

итоговы
й
итоговы
й

68 часов

Рекомендуемая литература для подготовки к олимпиаде по немецкому языку
1. Бажанов А.Е. Учебно-методическое пособие по немецкому языку для
поступающих в МГПУ. / А.Е. Бажанов, Д.К. Бартош, О.А. Радченко, С.Л.
Фурманова. – Москва: МГПУ, 2004. – 250с.
2. Бажанов А. Олимпиады по немецкому языку. / А.Бажанов, О. Захарова, А.
Карелин, В. Костева. – М.: Чистые пруды, 2010. – 32с.
3. Варфоломеева И.М. 150 устных тем по немецкому языку для школьников и
поступающих в вузы. / И.М. Варфоломеева, М.А. Иванов, О.А. Радченко. –
Москва: Дрофа, 2001. – 208с.
4. Гулыга Е.В. Грамматика немецкого языка. / Е.В. Гулыга, М.Д. Натанзон. – Москва:
Менеджер, 2008. – 399с.
5. Иванов М.А. 130 основных правил немецкой грамматики с упражнениями для
школьников и поступающих в вузы. / М.А. Иванов, М.А. Марьина, О.А. Радченко.
– Москва: Дрофа, 2000. – 288с.

7

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».