Пояснительная записка.
Программа предназначена для учащихся средней ступени обучения общеобразовательных
школ, проявляющих особый интерес к изучению немецкого языка.
Олимпиадные задания – это всегда задания повышенного уровня, которые нелегко
выполнить со стандартным запасом школьных знаний. Этапы Всероссийской олимпиады
школьников позволяют провести отбор тех учащихся, у которых творческий потенциал
сочетается с языковыми способностями, а знания необходимых языковых правил, явлений
и реалий – с умением применить их на практике, поэтому возникает противоречие между
потребностями учащихся и содержанием обучения, заложенном в федеральном стандарте.
Данная программа рассматривается как система использования английского языка в
развитии индивидуальности школьника и направлена на социальное и культурное развитие
личности учащегося, его творческой самореализации.
В процессе обучения по данному курсу учащиеся познакомятся с форматом олимпиады и
будут практиковаться в выполнении олимпиадных заданий. Необходимость курса
заключается в том, что его изучение поможет ученику оценить свой потенциал с точки
зрения образовательной перспективы.
Цель программы – развитие индивидуальности школьников, предоставление
возможности создать собственную образовательную траекторию, подготовка к участию во
Всероссийской олимпиаде школьников по немецкому языку.
Программа имеет следующие развивающие и воспитательные цели:
•
•
•
•
•
развитие социокультурной компетенции, а именно умения участвовать в
коммуникации в соответствии с нормами, принятыми в обществе;
воспитание способности к личному самоопределению;
развитие межкультурной компетенции, а именно умения участвовать в
межкультурной коммуникации, учитывая особенности других культур;
развитие умения достигать поставленной цели, при необходимости преодолевая
возникающие препятствия;
развитие компенсаторной компетенции;
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
•
•
•
•
•
сформировать коммуникативные знания для письменного и устного общения на
немецком языке;
изучить, повторить и обобщить материал по тем разделам грамматики и лексики,
которые входят в основные части олимпиады;
ознакомить с форматом олимпиады;
развивать гибкость, способность ориентироваться в типах олимпиадных заданий;
сформировать определенные навыки и умения, необходимые для успешного
выполнения олимпиадных заданий, а именно: в области говорения – обучать
высказыванию по предложенной теме, аргументированно выражать своё мнение,
обсуждать проблемы и предлагать решения, поддерживать разговор на общие темы,
корректно ставить вопросы; в области письма – учить писать связные тексты
сложной структуры на различные темы, излагать и обосновывать своё мнение по
широкому кругу общекультурных и общественно значимых вопросов; в области
аудирования – формировать умение слушать текст с пониманием общей идеи и с
1
извлечением информации, с детальным пониманием; в области чтения –
формировать умение читать тексты с пониманием общей идеи и с извлечением
информации, с детальным пониманием;
•
•
для развития компенсаторной компетенции развивать умения пользоваться
языковой и контекстуальной догадкой;
научить анализировать и объективно оценивать результаты собственной учебной
деятельности;
Структура и основное содержание
Данная программа рассчитана на 2 часа в неделю. Целевая аудитория: школьники 8-10-х
классов. Тематическое планирование составлено на 68 учебных часов.
Организация учебного
практических занятий.
процесса
предусматривает
проведение
теоретических
и
Методические рекомендации по реализации учебной программы
Данный курс предполагает, что учитель хорошо знаком с форматом олимпиады,
требованиями к выполнению заданий и критериями их оценки.
Рекомендуется активно использовать в работе имеющийся опыт и знания учащихся,
предоставлять им возможность самим проанализировать качество выполнения заданий.
Необходимо также уделять внимание определенным олимпиадным стратегиям,
позволяющим учащимся решать поставленную перед ними задачу в случае возникновения
трудности.
Формы работы: парная, групповая, оценка и взаимооценка, анализ работ и др.
Типы заданий: множественный выбор, установление соответствий, установка порядка
следования событий в тексте, анализ текста, подстановка, перефразирование, составление
плана, подбор синонимов, трансформация, ответы на вопросы, исправление ошибок.
Оценивание знаний, умений и навыков
В ходе работы по данной программе осуществляется контроль:
1. Текущий – позволяющий судить об успехах учащихся (качество выполнения
тренировочных заданий)
2. Промежуточный – после каждого блока
3. Итоговый – дающий возможность оценить степень усвоения пройденного материала
Контроль проводится в форме выполнения заданий олимпиадного уровня.
По итогам прохождения курса учащиеся должны:
1. Овладеть навыками выполнения олимпиадных заданий
Аудирование
Нужно проявить способность понимать аудиозаписи на немецком языке
Необходимо уметь:
- понимать тексты повседневного и профессионального стиля речи;
- выбирать главные факты, опуская второстепенные;
2
- выборочно понимать необходимую информацию с опорой на языковую догадку, контекст.
Говорение
Нужно продемонстрировать способность читать и понимать тексты по современной
проблематике. Необходимо уметь понимать суть текста и справляться с незнакомыми
словами и грамматическими структурами, отделять важную для понимания текста
информацию от второстепенной, понимать позицию автора текста
Лексико-грамматический материал
Нужно продемонстрировать соответствующий уровень владения лексическим материалом
и умение оперировать им в условиях множественного выбора, а также владение
грамматическим материалом в рамках программы средней школы и умение практически
использовать его не только на уровне отдельного предложения, но и в более широком
контексте
Письмо
Нужно продемонстрировать умение писать простые связные тексты на известные или
социально значимые темы, излагать и обосновывать свое мнение, умение обращаться с
грамматическими структурами, использовать необходимый словарный запас, писать без
ошибок и с правильной пунктуацией, правильно употреблять формулы речевого этикета
Говорение
Нужно продемонстрировать способность общаться на немецком языке с другими
участниками олимпиады.
3
Тематическое планирование
Тема
Содержание занятия
Количеств
о
часов
Ознакомление с
Четыре основных вида речевой
форматом олимпиады деятельности. Конкурс понимания
устного текста. Конкурс понимания
письменного текста. Конкурс устной
речи. Конкурс письменной речи.
Лексико-грамматический тест. Типы
заданий. Продолжительность
выполнения заданий.
2
Стратегии
подготовки к разделу
«Аудирование»
Как работать с инструкцией? Как
работать с заданием? Как работать с
текстом?
2
Работа с тестовыми
заданиями на
понимание основного
содержания
Выполнение тестовых заданий с
последующим анализом выполнения
заданий и разбор типичных ошибок.
Работа с тестовыми
заданиями на
извлечение
запрашиваемой
информации
Выполнение тестовых заданий с
последующим анализом выполнения
заданий и разбор типичных ошибок.
Работа с тестовыми
заданиями на полное
понимание
прослушанного
Выполнение тестовых заданий с
последующим анализом выполнения
заданий и разбор типичных ошибок.
11-12
Выполнение теста по
аудированию
Тестирование навыков аудирования в
формате олимпиады.
2
13-14
Стратегии
подготовки к разделу
«Чтение»
Как работать с инструкцией? Как
работать с заданием? Как работать с
текстом?
2
Работа с тестовыми
заданиями на
понимание основного
содержания
Выполнение тестовых заданий с
последующим анализом выполнения
заданий и разбор типичных ошибок.
Работа с тестовыми
заданиями на
понимание
Выполнение тестовых заданий с
последующим анализом выполнения
заданий и разбор типичных ошибок.
1-2
3-4
5-6
7-8
9-10
15-16
17-18
Формы
контрол
я
текущий
2
текущий
2
текущий
2
промежу
точный
текущий
2
текущий
2
4
структурносмысловых связей
Работа с тестовыми
заданиями на полное
понимание
прочитанного
Выполнение тестовых заданий с
последующим анализом выполнения
заданий и разбор типичных ошибок.
21-22
Выполнение теста по
чтению
Тестирование навыков чтения в
формате олимпиады.
23-24
Стратегии
подготовки к разделу
«Чтение»
Структура раздела, анализ заданий
19-20
25-26
27-28
29-30
31-32
33-34
35-36
Формы глагола
Страдательный залог
текущий
2
2
промежу
точный
2
Повторение форм глагола,
употребление времен, употребление
различных форм глагола, заполнение
пропусков глаголами в соответствии с
контекстом
2
Повторение форм глагола в
страдательном залоге, выполнение
упражнений на употребление
страдательного залога
2
Степени сравнения
прилагательных и
наречий
Повторение правил образования
степеней сравнения прилагательных и
наречий, выполнение практических
упражнений
Множественное
число
существительных
Повторение правил образования
множественного числа у английских
существительных, исключения из
правил, выполнение практических
упражнений
2
Порядковые
числительные
Повторение правил образования и
употребления порядковых
числительных, выполнение
практических упражнений
2
Работа с тестовыми
заданиями по
грамматике
Выполнение заданий на правильное
употребление грамматических форм в
формате олимпиады с последующим
анализом
2
текущий
2
5
37-38
39-40
41-42
43-44
45-46
47-48
49-50
51-52
53-54
55-56
Работа с тестовыми
заданиями по
словообразованию
Определение частей речи и образование
новых слов, добавление суффиксов,
добавление приставок, выполнение
практических упражнений
Устойчивые
словосочетания,
фразовые глаголы,
идиоматические
выражения
Выполнение упражнений на
употребление устойчивых
словосочетаний, фразовых глаголов и
идиом
Способы управления
в предложении
(предлоги), способы
сочинения и
подчинения (союзы)
Выполнение практических упражнений
Работа с тестовыми
заданиями по
лексической
сочетаемости единиц
Продумывание возможного варианта
ответа, выбор правильного ответа,
определение неверных ответов,
выполнение заданий в формате
олимпиады
текущий
2
2
2
Выполнение лексико- Тестирование лексико-грамматических
грамматического
навыков в формате олимпиады
теста
Стратегии
подготовки к разделу
«Schreiben», письмо
личного характера
Образцы писем и рекомендуемый
языковой репертуар, характерные черты
личного письма, фразы и выражения,
рекомендуемые при написании
различных писем личного характера
Мини-практикум по
написанию письма
личного характера
Написание письма личного характера
Написание
сочинениявыражения
собственного мнения,
письма
Образец эссе и рекомендуемый
языковой репертуар, характерные черты
эссе, планирование сочинения,
выражение собственного мнения
Мини-практикум по
выполнению заданий
письменной части
Написание сочинения-выражения
собственного мнения
Стратегии
подготовки к разделу
Практические указания и упражнения
на преодоление типичных трудностей,
текущий
2
2
промежу
точный
2
текущий
2
текущий
2
2
промежу
точный
2
6
57-58
59-60
61-62
63-64
«Говорение»,
речевые клише
стратегии, направленные на
формирование компенсаторных умений
в устном речевом общении
Диалог с целью
обмена информацией
Различные типы диалогов
прагматической направленности,
стратегии запроса и передачи
информации
Тематика
монологического
высказывания
Презентация темы с обсуждением
Мини-практикум по
выполнению заданий
устной части
Выполнение олимпиадных заданий
2
Мини-практикум по
выполнению заданий
устной части
65-66
Пробный тест в
формате олимпиады
67-68
Пробный тест в
формате олимпиады
Итого
2
Выполнение олимпиадных заданий
2
промежу
точный
2
промежу
точный
2
2
итоговы
й
итоговы
й
68 часов
Рекомендуемая литература для подготовки к олимпиаде по немецкому языку
1. Бажанов А.Е. Учебно-методическое пособие по немецкому языку для
поступающих в МГПУ. / А.Е. Бажанов, Д.К. Бартош, О.А. Радченко, С.Л.
Фурманова. – Москва: МГПУ, 2004. – 250с.
2. Бажанов А. Олимпиады по немецкому языку. / А.Бажанов, О. Захарова, А.
Карелин, В. Костева. – М.: Чистые пруды, 2010. – 32с.
3. Варфоломеева И.М. 150 устных тем по немецкому языку для школьников и
поступающих в вузы. / И.М. Варфоломеева, М.А. Иванов, О.А. Радченко. –
Москва: Дрофа, 2001. – 208с.
4. Гулыга Е.В. Грамматика немецкого языка. / Е.В. Гулыга, М.Д. Натанзон. – Москва:
Менеджер, 2008. – 399с.
5. Иванов М.А. 130 основных правил немецкой грамматики с упражнениями для
школьников и поступающих в вузы. / М.А. Иванов, М.А. Марьина, О.А. Радченко.
– Москва: Дрофа, 2000. – 288с.
7
8