Региональная инновационная площадка
14 августа 2024 г. МАОУ гимназия № 9 г. Екатеринбурга официально получила статус Региональной инновационной площадки по направлению «Инновационные практики профессионализации личности обучающихся в условиях реализации единой модели профориентации» в рамках реализации Проекта «РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ РЕВЕРСИВНОГО НАСТАВНИЧЕСТВА В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНО-УНИВЕРСИТЕТСКОГО ПАРТНЕРСТВА (базовые школы РАН Свердловской области и УрГПУ)».
О проекте
В настоящее время научным коллективом профессорско-преподавательского
состава ФГАОУ ВО УрГПУ и преподавателями МАОУ гимназия № 9 разрабатывается
модель реверсивного наставничества в условиях школьно-университетского
партнерства базовых школ РАН Свердловской области и ФГАОУ ВО «Уральский
государственный педагогический университет».
Цель проекта: Научно
обосновать, разработать и внедрить модель реверсивного наставничества в
условиях школьно-университетского партнерства для повышения личностных, метапредметных, предметных
результатов освоения обучающимися программ основного общего и среднего общего
образования, создания условий для профессиональной ориентации и самореализации
в учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Задачи проекта:
1. Создание условий для профессиональной ориентации
обучающихся в различных областях учебно-исследовательской деятельности
(формирование представлений о возможных направлениях профессионального выбора и
самореализации в них).
2. Развитие у обучающихся метакомпетенций и личностных
качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с другими людьми и
презентовать результаты своей деятельности.
3. Разработка модели реверсивного наставничества
(базовые школы РАН Свердловской области - УрГПУ), направленной на создание
инновационного образовательного кластера.
4. Расширение школьного образовательного пространства посредством
использования материально-технических и кадровых ресурсов ведущих университетов, научных центров и
промышленных предприятий России.
5. Развитие сетевого взаимодействия школ и педагогов, реализация новых форм организации внеурочной
деятельности и событийного формата освоения содержания основного общего
образования.
6. Содействие развитию общих интеллектуальных и
творческих способностей обучающихся в
симбиозе реверсивных групп и
научно-исследовательских коллективов (ученик – студент - учитель – научный
руководитель) в процессе выполнения учебно-исследовательских проектов.
7. Создание условий для привлечения выпускников
педагогических вузов в школы через систему студенческого наставничества.
8. Осуществление профессиональной ориентации
обучающихся базовых школ РАН для формирования у них устойчивой профессиональной
мотивации к выбору профессии в области естественнонаучного, инженерного,
цифрового и гуманитарного и образования.
9. Осуществление научно-методического сопровождения
инновационной деятельности преподавателей базовых школ РАН, разработка и
реализация программ повышения квалификации с использованием
высокотехнологичного оборудования и ресурсов организаций-партнеров проекта.
Идея инновационного проекта
1. Модель реверсивного наставничества школа – вуз представляет собой научно-образовательный и технологический комплекс, позволяющий переходить от модели трансляции знаний к модели формирования метакомпетенций и функциональной грамотности обучающихся, развитию потенциала педагогических кадров, что содействует всестороннему развитию всех субъектов образовательного процесса, раскрытию творческого потенциала и реализации индивидуальной траектории профессионального развития.
2. Реверсивное наставничество рассматривается как технология
взаимодействия обучающихся и сотрудников образовательных организаций-партнеров,
профессионалов разных поколений (в т.ч. педагогов, руководителей) с целью
обмена опытом, взаимной передачи знаний, совершенствования профессиональных
компетенций. Все это позволяет реализовать новую модель
школьно-университетского партнерства базовых школ РАН, педагогических и
научно-исследовательских университетов и центров.
3. Наставничество рассматривается как неотъемлемый компонент современной
системы образования, инновационная образовательная технология, направленная на
достижение целей обеспечения глобальной конкурентоспособности российского
образования, реализации государственной политики в области подготовки научных и
педагогических кадров.
4. Реализация программ наставничества
в условиях школьно-университетского партнерства базовых школ РАН
Свердловской области, педагогических и научно-исследовательских университетов
России, Белоруссии и Китая обеспечит системность и преемственность
образовательных программ и внедрение научно-исследовательских проектов в
условиях непрерывного образования школа – вуз – послевузовское образование, что
будет способствовать повышению качества и конкурентоспособности
естественно-научного и социально-гуманитарного образования.
5. В условиях социальных и технологических
трансформаций необходимо создать в
образовательном пространстве инновационный кластер путём внедрения модели
реверсивного наставничества, аккумуляции научных, материально-технических и
кадровых ресурсов базовых школ РАН, ведущих
университетов и промышленных предприятий. Деятельность региональной
инновационной площадки направлена на выявление, экспертизу и тиражирование
инновационных образовательных практик, интеграцию научных школ в практику
основного общего, среднего общего и высшего педагогического образования.