ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Решение сложных задач
по биологиии» составлена на основе нормативных документов:
1. Федеральный государственный стандарт общего образования.
Фундаментальное ядро содержания общего образования.
2. Учебный план МАОУ гимназии №9 г. Екатеринбург.
Курс предназначен для учащихся 9 классов профильной школы и
предполагает совершенствование подготовки школьников по освоению
основных разделов. Курс рассчитан на 1 час в неделю – 35 часов .
Основные цели курса:
создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной
деятельности;
углубление полученных в основном курсе знаний и умений;
сформировать критериальный подход в решении сложных задач по
молекулярной биологии, генетике, популяционной экологии.
создание условий для понимания причинно-следственных связей
процесса отраженной в логике ответа .
способствовать развитию мышления учащихся, их познавательной
активности и самостоятельности, формированию базисных
практических основ для понимания своего предмета;
способствовать интеллектуальному развитию учащихся, которое
обеспечит переход от обучения к самообразованию.
Программа курса ориентирована на дальнейшее совершенствование уже
усвоенных учащимися знаний и умений. Особое внимание следует уделить
задачам, связанным с профессиональными интересами школьников, а также
задачам межпредметного содержания.
При работе с историческим аспектом биологических открытий следует
обращать внимание на мировоззренческие и методологические обобщения:
потребности общества на современном этапе развития науки , истории
развития биологии и теорию эволюции;
Формы занятий: лекция, выступление обучающихся, практическая работа,
работа в группах.
Курс создаёт условия для развития различных способностей и позволяет
воспитывать дух сотрудничества в процессе совместной практической
деятельности ребенка и учителя, уважительное отношение к мнению
оппонента, обоснованности высказанной позиции, а также позволяет
использовать приобретённые знания и умения для решения практических
жизненных задач, рационального природопользования и защиты
окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека
и общества.
Программа составлена с учётом возрастных особенностей и уровня
подготовленности учащихся и ориентирована на развитие логического
мышления, умений и творческих способностей учащихся.
10 г класс
35
Раздел 1. Молекулярная биология
Введение в молекулярную биологию и генетику.
1
1
Задачи на определение молекулярный массы ДНК
2
Задачи на определение молекулярный массы ДНК
1
3
Задачи на биосинтез белка
1
4
Задачи на палиндромы
1
5
Задачи на рамку считывания
1
6
Задачи на сдвиг рамки считывания
1
7
Задачи на выпадение нуклеотидов
1
8
Задачи на выпадение нуклеотидов
1
9
Регуляция активности генов
1
10
Регуляция активности генов
1
11
Задачи на энергетический обмен
1
12
Задачи на определение числа хромосом
1
13
Задачи на определение числа хромосом
1
14
Задачи на определение числа хромосом у растений
1
15
Задачи на гаметогенез
1
16.
Задачи на гаметогенез
1
17
Задачи на циклы развития
1
18
Задачи на циклы развития
1
19
Задачи по генетике ( дигибридное скрещивание)
1
20
Задачи на группы крови и резус фактор
1
21
Задачи на неполное доминирование и
сверхдоминирование
1
22
Задачи на кроссинговер
1
23-24
Задачи на сцепленное наследование
2
25-26
Задачи на сцепленное наследование с полом и
кроссинговер
2
27
Задачи на эпистаз
1
28
Задачи на комплементарность
1
29
Задачи на полимерию
1
Решение разнотиповых задач
2
32
Решение разнотиповых олимпиадных задач
1
33
Решение разнотиповых олимпиадных задач
1
34
Представление собственных задач по выбору
35
Обобщение материала
30-31
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с
учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие
мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими
поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.