11.09.2024
Краткое описание спецкурсов для обучающихся 8-11 классов, предлагаемых для дополнительного изучения в качестве платных дополнительных образовательных услуг
СПЕЦКУРС «Элементы теории чисел»
Программа спецкурса «Элементы теории чисел» предназначена, прежде всего, для учащихся классов физико – математического профиля, а также для учеников гимназии, проявляющих интерес к математике. Спецкурс рассчитан на 50 ч. в 8 классе, 50 часов – в 9 классе, 25 часов в 10 классе, 50 часов в 11 классе
Материал, изучаемый на спецкурсе, не входит в школьный курс математики, а дополняет его, расширяя представления учащихся о числах и методах решения задач. Изучение данного спецкурса дает возможность обучающимся овладеть новыми приемами и методами, которые они смогут применить при решении задач других разделов курса математики. Расширяя представление учащихся о числовых множествах, спецкурс способствует лучшему пониманию школьного курса математики, дает возможность успешного участия в олимпиадах и различного рода математических соревнованиях, служит повышению математической культуры обучаемых.
Задачи, предлагаемые обучающимся на спецкурсе, имеют разный уровень сложности – от простых до олимпиадных. Это позволяет осуществлять дифференцированный подход к обучению.
Спецкурс представляет собой последовательность тем, изучение которых открывает перед учащимися математические связи, позволяет увязать новые знания с имеющимися.
Программа спецкурса построена так, что обучающийся может начать посещать занятия с 8, 9, 10 или 11 класса – темы повторяются по циклам, но задачи усложняются, рассматриваются новые приемы и методы, их применение.
Спецкурс «Элементы теории чисел» имеет следующие развивающие и воспитательные цели:
- Развитие логического и аналитического мышления, творческих способностей обучающихся
- Развитие мотивации учебной деятельности
- Создание условий для личностного роста каждого ученика
- Развитие способности и готовности осваивать математику на повышенном уровне
Задачи курса:
- Научить решать задачи повышенной сложности, которых нет в школьном курсе математики
- Научить самостоятельно выбирать оптимальный метод решения задач
Успешность освоения программы спецкурса учащимися может быть оценена по критериям:
- Освоение содержания спецкурса обучающимися
- Освоение предложенных методов, способов решения задач
- Умение самостоятельно оценить уровень освоения материала спецкурса
СПЕЦКУРС «ФИЗИКА ЗЕМЛИ»
Курс «Физика Земли» является интегрированным, здесь четко выражена связь физики с астрономией, с математикой и другими естественными дисциплинами. Программа рассчитана на 48 часов, из расчета 2 часа в неделю.
В Федеральном компоненте Государственного Образовательного Стандарта «Астрономия» как самостоятельная учебная дисциплина отсутствует. Учащиеся имеют отрывочные, краткие, несистематизированные сведения о планете, на которой они живут. Необходимость общего астрономического образования обусловлена тем, что знание основ современной астрономической науки дает возможность учащимся:
- понять сущность повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений;
- научатся строго рассчитывать и объяснять физические характеристики планета Земля, глобальные явления на ней и ближайших небесных телах.
- познакомиться с научными методами и историей изучения Вселенной;
- получить представление о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях, и единстве мегамира и микромира;
- осознать свое место в Солнечной системе и Галактике; - ощутить связь своего существования со всей историей эволюции Вселенной.
Цель курса:
Сформировать у учащихся цельную единую картину научных сведений о планете Земля, удовлетворяя индивидуальные познавательные интересы учащихся в процессе их познавательной и творческой деятельности.
Задачи курса:
- Обучить учащихся основным физико-математическим методам изучения небесных объектов.
- Раскрыть и доказать идеи о связи Земли с космосом.
- Помочь учащимся в становлении собственной, соответствующей достижениям современной науки, картины мира с учетом приобретенных знаний и умений в курсе «Физика Земли». Эта картина мира оказала бы помощь в создании правильного экологического мышления.
- Создать условия для творческой самореализации и саморазвития школьников.
- Помочь в освоении курса физики для поступления в ВУЗ через прикладное применение физики.
Средства обучения:
- Физические приборы для демонстраций фронтального и индивидуального физического эксперимента.
- Видеофильмы.
- Компьютерные программы: «Открытая физика», «Астрономия», «Динамика Солнца»
- Графические иллюстрации.
- Учебные пособия по физики и астрономии.
СПЕЦКУРС
«Страноведение» (50 часов)
В связи с многочисленными изменениями нашей политической, общественной и социальной жизни последних десятилетий возросла роль гуманистической педагогики и психологии школы, в которой личность ученика понимается как уникальная целостная система. Особая роль в свободном развитии школьника принадлежит предметной области «филология». Прекрасные возможности для развития творческих способностей школьников, становления их читательской самостоятельности открываются на уроках развития речи, при проведении спецкурсов и факультативов, когда учащиеся ищут свой путь, обретая себя в письменном слове, пытаясь выразить свое «Я». И здесь на помощь приходят такие жанры словесной культуры, как очеркистика, эссеистика, эпистолярная и мемуарная литература, интерес к которым очень велик на западе и возрастает в отечественной литературе.
Мы предлагаем учащимся знакомство с жанром очерка и близкими личностно ориентированными формами – художественными автобиографией, биографией, характеристикой и эссе – в надежде, что каждый из них найдет присущую ему форму самовыражения, а, может быть, пробуя себя в разных жанрах письменной речи, раскроет многогранность своего таланта. Постижение секретов создания очерковых форм обогатит речь учеников, раскроет стилевое многообразие литературы и предоставит возможность «пробы» своего пера.
Проблема развития письменной речи учащихся, работа над сочинением имеет исключительное значение для школьного преподавания литературы и риторики. В школьной практике используется более сорока видов письменных работ, в том числе сочинение в жанре очерка. Это сочинение творческого, свободного характера, предполагающее самостоятельность в изложении точки зрения, рассчитанное на авторскую индивидуальность ученика, что очень важно для становления личности школьника. В таком авторском тексте (В.Н.Мещеряков), по мнению ученых-методистов, раскрепощается мышление школьника, раскрывается его творческий потенциал.
Актуальность вопроса обусловлена и тем, что мобильный жанр очерка не только предписывается современным ГОСТом для изучения и овладения навыками текстопорождения, но и активно используется в журналистике, средствах массовой информации, в электронных средствах печати. Способность очерка интегрировать возможности разных жанровых систем делает его привлекательным для современного человека.
Предлагаемый спецкурс рассчитан на 48 часов и предназначен для учащихся 8-11 классов.
Основная цель курса – развитие коммуникативно-речевой культуры старшеклассников.
В процессе работы над очерком решаются следующие учебные задачи:
- Актуализируются личностные качества старшеклассников, что помогает раскрытию их творческих способностей;
- Осуществляется знакомство с комплексом близких жанров: эссе, словом, письмом, интервью, художественными автобиографией, биографией, характеристикой и др.;
- Развивается ассоциативное мышление старшеклассников;
- Формируется коммуникативное умение создавать собственные речевые произведения, используя возможности разных типов и стилей речи;
- Формируются представления школьников о разных способах восприятия действительности;
- Демонстрируются творческие поиски художников слова, уже известных учащимся, и открываются новые имена писателей, что положительно сказывается на общей подготовке по предмету.
Выделяются следующие этапы в обучении школьников написанию сочинения в жанре очерка:
- Знакомство с очерком как жанром литературного произведения, разъяснение основных жанрообразующих признаков очерка и закрепление полученных понятий;
- Узнавание очерковых форм, видение их особенностей и отличий от других сопутствующих жанров (на конкретных примерах);
- Анализ ученических образцов и выполнение творческих заданий.
Этим этапам обучения соответствуют предлагаемые далее разделы программы данного спецкурса.
Отбор предложенных для анализа текстов-очерков и очерковых форм осуществлен с точки зрения нравственного и эстетического воспитания старшеклассников. Варианты произведений позволяют учителю варьировать литературный материал в зависимости от психолого-педагогических особенностей класса или группы учащихся.
Программа снабжена списком рекомендуемой литературы, научными, методическими и справочными пособиями.
СПЕЦКУРС «ПОДГОТОВКА К МЕЖДУНАРОДНЫМ ЭКЗАМЕНАМ НА НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ» 48 часов
Программа рассчитана на учащихся, изучавших английский язык в средней школе владеющих немецким языком на базовом уровне А2 (предпороговый уровень) до порогового уровня самостоятельного владения английским языком В1 . Для освоения данного курса учащиеся должны:
- понимать отдельные предложения и часто встречающиеся выражения, связанные с основными сферами жизни (например, основные сведения о себе и членах своей семьи, покупках, устройстве на работу и т.п.);
- уметь выполнить задачи, связанные с простым обменом информацией на знакомые или бытовые темы;
- в простых выражениях уметь рассказать о себе, своих родных и близких, описать основные аспекты повседневной жизни.
Программа отражает современные тенденции и требования к обучению практическому владению немецким языком в повседневном общении и в профессиональной сфере. В ней сформулированы цель, конкретные задачи обучения, структура курса.
Цель обучения
Развить коммуникативную компетенцию учащихся с предпорогового уровня элементарного владения немецким языком А21 до порогового уровня самостоятельного владения немецким языком В12 в соответствии с Общеевропейскими компетенциями владения иностранным языком.
1 Я понимаю отдельные предложения и наиболее употребительные фразы, касающиеся важных для меня тем (например, основной информации о себе и своей семье, о покупках, о месте, где я живу, о работе). Я умею обмениваться несложной информацией на знакомую тему в простых, наиболее типичных ситуациях непосредственного общения. Я могу в простых словах рассказать о своем образовании, ближайшем окружении и наиболее важных для меня вопросах.
2 Я понимаю основные положения четко произнесенных высказываний в пределах литературной нормы на известные мне темы, с которыми мне приходилось иметь дело на работе, в школе, на отдыхе и т.д. Я умею общаться в большинстве ситуаций, возникающих во время пребывания в стране изучаемого языка. Я могу составить простой связный текст на знакомые или интересующие меня темы. Я могу описать свои личные впечатления, события, рассказать о своих мечтах, надеждах и желаниях. Я могу кратко обосновать и объяснить свои взгляды и намерения.
Данный курс дает возможность подготовиться к сдаче международного экзамена
Задачи обучения
- научить понимать основные положения четко произнесенных высказываний в пределах известной темы;
- научить общаться в большинстве ситуаций, возникающих во время пребывания в стране изучаемого языка, высказывать свое мнение на знакомые темы, описывать свои личные впечатления, события, рассказывать о своих мечтах, надеждах, желаниях, кратко обосновывать и объяснять свои взгляды и намерения;
- сформировать умение понимать основную идею несложных текстов;
- дать представление о том, как пишутся связные тексты на знакомые темы, а также научить писать письма личного характера.
Программа рассчитана на 40 часов – 2 часа в неделю.
К концу курса учащиеся смогут:
Повторить и активировать ранее изученные лексические единицы. Приумножить знание часто используемых лексических единиц (слов и фраз), использовать слова и фразы в речи.
В области аудирования учащиеся смогут понимать доступные для них задания, направленные на частичное или полное понимание услышанного.
В области грамматики учащиеся вспомнят, закрепят ранее изученный материал и приобретут новые знания, которые смогут использовать в речевых ситуациях и историях, приближенных к жизни.
В области говорения учащиеся смогут говорить на актуальные темы, используя лексику, грамматику, навыки произношения данного курса.
В чтении учащиеся смогут понимать адаптированные для их уровня тексты из газет, журналов, веб-сайтов; догадываться о значении слов, фраз из контекста.
В области письма - писать простые короткие письма и электронные сообщения, используя лексику, грамматику усвоенного материала.